Мастер-план марины

Марина может размещаться в естественной защищенной от волн и ветра бухте или в искусственно созданной и огражденной от волн гавани. Береговая кромка и волнозащитные сооружения, определяя границы акватории марины, фактически задают архитектурное решение всей марины, план причалов, внутренних и подходных каналов, а также и расположение основных береговых сооружений на территории. Это и есть – архитектура марины, генеральный план или мастер-план. Интересны виды марин с большой высоты, из космоса.

В акватории гавани располагаются причальные сооружения, внутренние маневровые и входные каналы На берегу можно видеть сооружения для подъема/спуска судов, заправочную станцию или площадку для подъезда бензовоза, площадки для судов,  проезды и проходы, эллинги, сервисные помещения, отели, рестораны, магазины, спортивные, детские комплексы и т.д.
Волнозащитные сооружения
Создание волнозащитных сооружений рекомендуется в тех случаях, если нормальная среднегодовая высота волны на незащищенной акватории превышает 0.3 м.
— насыпной волнолом из естественного камня, щебня или специальных изготовленных железобетонных блоков (тетраэдров); это самый надежный, но и самый дорогой способ защиты. Часто с внутренней стороны такого волнолома устраивается причал-стенка или набережная;
— плавучий волнолом на основе тяжелых железобетонных понтонов; которые  словно утюги, хорошо гладят короткие невысокие волны, однако длинные волны практически не «убивают», качаясь вместе с ними;
— стационарные «заборы» из щитов любого материала – бетонные плиты, деревянные щиты, металлические листы, закрепленные на свайных основаниях так, чтобы верхний край был выше горба самой высокой волны, а нижний – ниже впадины волны; иногда используют перфорированные щиты (или плотные решетки) в качестве поглотителей энергии волны;
— вертикальная бетонная или металлическая стенка.
Существуют и другие, более экзотические способы защиты.
Конфигурация гавани
Традиционно марины с искусственными защитными сооружениями обычно стараются сделать прямоугольными из соображений эффективного использования акватории. Очевидно, что любые «кривые» границы, особенно с малыми радиусами закругления, снижают эффективность и создают большие неудобства при маневрировании и швартовке у причалов. Современные технологии сооружения причалов с использованием серийно производимых модулей и блоков позволяет перераспределить расходы на строительство марины, уделив большее внимание защитным сооружениям, и поэтому создание новой гавани на подходящем открытом ровном берегу не представляет особых затруднений.
Вход в гавань
Вход – крайне важное устройство в защитном сооружении. «Не зная входа – не суйся в марину». Это место таит особого внимания от экипажей яхт при входе, и при выходе, особенно в морских условиях, особенно при навальном ветре.
На морских акваториях вход в марину может быть защищен несколькими способами: продлевается внешний волнолом в виде крыла, либо перед ним насыпается каменный островок, либо устанавливается тяжелый плавучий волнолом. И это, конечно, должно быть сделано грамотно, правильно.
Вход в гавань обозначается навигационными знаками, светящимися ночью, а если ко входу ведет канал с углубленным фарватером, то и канал обставляется обычно плавучими знаками – вехами и буями. Где-то на видном месте, возможно, при входе обычно выставляется футшток, по которому можно видеть гарантированную глубину в данный момент времени.
Территория марины
Можно заметить, что территория правильной марины разделена на зоны. Это разделение порой чисто условное, оно может быть сделано как по функциональному признаку, например, техническая зона, санитарная, спортивная, офис-ная и т.п., так и по доступу – открытая, клубная, ВИП-зона и пр.
Береговая кромка марины обычно оформляется в виде набережной, применяются разные способы защиты берега от ветровой, волновой эрозии и механических воздействий. Выбор зависит от особенностей данного места, вкусов и финансовых возможностей инвестора.
Часть набережной в парадной, клубной зоне, может быть прогулочной, с соответствующим красивым оформлением, другая часть, в технической зоне – рабочая, попроще. Выделение технической зоны крайне целесообразно. Именно здесь размещаются «грязные» сооружения и технологии, использующие специальное оборудование и машины, обслуживаемые исключительно квалифицированным персоналом марины. Посторонним лицам здесь находиться небезопасно, поэтому обычно в техническую  зону допускаются исключительно представители владельцев, экипажи обслуживаемых в данный момент яхт.
В служебной же зоне размещаются офисные здания, портовый гараж, автостоянка для сотрудников, санблок, столовая для сотрудников. Где-то, в удобном месте обязательно должна быть размещена диспетчерская – вахтенная служба, с хорошим обзором территории и акватории марины. Автостоянка для клиентов обычно размещается отдельно.
В клубной зоне – клубный дом (клаб-хаус), с рестораном, залами для встреч и семинаров. В большой марине целесообразно иметь свой бизнес-центр, с магазинами, шоу-румами, офисами компаний ит.д.
Читайте также  Организуем эксплуатацию