Изучая план практически любой достаточно большой марины, сразу можно видеть словно мультиплицированные ряды лодок, стоящих по стойке «смирно» вдоль пирсов-причалов.
В правильной марине в одном ряду обычно собраны лодки одинаковой длины, поскольку одна большая лодка может перекрывать подходы и отходы другим лодкам (это хорошо видно на фото).
Легко проследить и другие закономерности:
— ряды разделены полосами свободной воды, которые называют каналами маневрирования, их ширина зависит от длины стоящих в рядах лодок,
— самые мелкие лодки обычно размещаются в глубине марины, а самые большие вблизи входа в марину,
— в разных рядах лодки могут быть ошвартованы по-разному, разными способами; некоторые стоят бортом к причалу, большая часть – кормой к причалу; где-то можно видеть буи перед лодками, к которым они ошвартованы, многие стоят на своих якорях,
— от длинных пирсов, начинающихся от берега марины, могут отходить поперечные причалы, своеобразные «ветви», к которым собственно и швартуются лодки. Если длина «ветви» – одно стояночное место, ее на мариностроительном жаргоне называют «палец».
Типов стояночных мест всего два: первый — бортом (лагом) к причалу (к пальцу), второй – под углом, как правило, под прямым, кормой или носом к причалу.
Простейший способ организации нескольких причальных мест – причальная стенка вдоль берега, к которой все суда швартуются и стоят по первому варианту, лагом, а на кромке стенки имеется достаточное количество швартовных уток (кнехтов). Такая стоянка универсальна для большого диапазона длин яхт, однако она требует достаточной длины береговой кромки в марине.
Такие причалы приходится применять на ограниченных акваториях, на реках, каналах, в нешироких заливах. Ширина свободной воды фактически определяет максимальную длину принимаемого судна, равную примерно половине этой ширины. Разные зарубежные авторы и документы рекомендуют при проектировании марин оставлять ширину каналов и зон для маневров (разворотов), равную 1.5 L (L – длина максимальной лодки).
В некоторых случаях можно модифицировать ровную причальную стенку в виде «пилы». Это дает возможность как бы удлинить причальную линию за счет уменьшения зазоров между ошвартованными яхтами до нуля (и даже позволить некоторое перекрытие соседних корпусов). Зубчатая стенка позволяет более эффективно использовать акваторию.
Приналичии достаточной ширины свободной воды вдоль стенки можно компоновать причальные в различных комбинациях.
Причалы обычно выносятся в акваторию с помощью причалов-пирсов, где такими же способами как и у стенки организуется множество причальных мест. Причальные места у пирса могут располагаться с одной или двух сторон, тем самым увеличивая длину причальной линии (причального фронта) марины. Ширина обычно в диапазоне 2.5 – 4 м. Чем длиннее пирс (чем больше лодок может стоять возле него) тем он шире.
От пирса, как от «ствола» дерева, могут отходить в стороны «ветви», а уже на этих ветвях словно листья размещаются причальные места.
Типы стояночных мест
Рассмотрим более детально типы стояночных мест и их реализацию с точки зрения потребителя.
1) Стоянка и швартовка лагом (бортом) к причалу
Это самый простой и удобный способ по всем соображениям. Особо удобно для небольших лодок с подвесными моторами, парусных яхт. Удобство достигается, если уровень причала совпадает или близок по высоте с уровнем борта судна, тогда переход и в ту, и в другую сторону комфортен.
Это важно также и для предохранения швартовных концов от перетирания о кромку причала, когда причал существенно выше борта.
2) Стоянка и швартовка перпендикулярно к причалу
Есть две разновидности – носом к причалу и кормой к причалу.
Нос судна (или корма) фиксируются у причала двумя швартовными концами, соответственно корма (или нос) оттягивается третьим швартовом в акваторию.
Стоянка кормой к причалу называется «адмиральская», так принято швартоваться среди абсолютного большинства яхтсменов.
Способов фиксации носа судна несколько:
а) С помощью собственного якоря.
б) С помощью постоянно плавающего буя, зафиксированного на месте «мертвым» якорем.Часто используются два буя так, что лодка и подходит при швартовке, и стоит между ними.
в) С помощью постоянного троса, проведенного от причала к «мертвому» якорю без буя. Трос (обычно синтетический) проведен с большой слабиной, спускается с причала на дно и лежит там по всей длине, а при подходе яхты он натягивается с причала и крепится на лодке.
г) С помощью «всплывающего» буя. Этот способ похож на предыдущий тем, что лодка должна подойти к причалу, член экипажа (или служащий марины) должен освободить закрепленный на стопоре трос так, чтобы дать возможность всплыть бую, за который задается носовой швартов с судна.
д) С помощью палов– свай, вбитых в дно на соответствующем расстоянии от причала. Это аналог стоянки на одном или на двух буях с той разницей, что пал не надо «ловить», но сам по себе он представляет угрозу с точки зрения повреждения корпуса при маневрах.
При создании марины одной из главных задач проектировщика является разработка такой конфигурации и организации причальных сооружений, которая с одной стороны обеспечивает оптимальное использование площади акватории марины, с другой — гарантирует безопасность подходов, маневров, швартовки и стоянки судов.
Оценку эффективности использования акватории в различных вариантах конфигураций причалов можно формализовать, применив в качестве показателя отношение суммарной площади «пятен» всех лодок, которые могут быть ошвартованы в марине, ко всей площади акватории. Этот показатель можно назвать коэффициентом полезного использования акватории.