Среди многообразия выставок есть одна, которую стоит посетить поклонникам парусного спорта, яхтинга и отдыха на воде. На выставке в Польше можно найти почти все!
«Wiatr I Woda» – это не имя польской музыкальной группы, а название бот-шоу, которое в этом году в тринадцатый раз состоялось в Гдыне. Было бы странно, если бы у Польши не проводилась выставка, посвященная малотоннажному судостроению, потому что его традиции здесь сильны еще со времен навеки ушедшего в историю СЭВ — восточноевропейского экономического союза.
«Ветер и Воду» проводит организатор выставок YACHT EXPO в сотрудничестве с Murator EXPO – составной частью ассоциации польских судостроителей Polboat, а также при участии популярного яхтенного журнала ŻAGLE – их следует особо поблагодарить за приглашение на выставку группы российских журналистов и дилеров в составе команды «Mission Study Tour» куда вошли представители России, Арабских Эмиратов, Иордании и Ливана. Цель — ознакомление с польским судостроением «деловых партнеров», которые теоретически смогли бы увеличить экспортный потенциал Польши.
В программу поездки входило также посещение трёх верфей, самой большой в Европе готической крепости (Malbork), тесты катеров на воде, знакомство с музеем «Солидарности» Леха Валенсы, различные семинары и встречи с важными персонами, включая главного редактора журнала Zagle (Waldemar Heflich) и генерального секретаря Европейской палаты лодочной индустрии Sandrine Devos.
Нынешняя история малого польского судостроения без особого преувеличения являет собой пример настоящего экономического чуда. На сегодняшний день Польша занимает первое место в Европе по производству моторных судов длиной 6-9 м. Настоящий бум произошел после кризиса 2008-го, когда на производство на верфях США и Западной Европы сильно упало в рентабельности, и многие знаменитые марки, такие как Quicksilver, Beneteau или Uttern не замедлили переместить свои производственные мощности в страну с более дешевой рабочей силой. Все последующие годы выпуск лодок рос взрывными темпами, и в 2017 г. в стране было произведено уже 22 500 различных корпусов, из которых 95 % (в сумме примерно на 400 млн евро) отправились на экспорт.
Росту способствовал привлекательный инвестиционный климат, низкая инфляция и сохранившаяся система подготовки квалифицированных кадров. Польские менеджеры не менее активно пытаются осваивать и восточные рынки — ведь еще в Советском Союзе польские катера и яхты зарабатывали добрую репутацию на протяжении многих десятилетий. Польские марки моторных и парусных яхт Delphia, Maxus, Galeon – постоянные участники московских бот-шоу. В 2015 году появился новый бренд Arctic из класса морских внедорожников — это все еще раз говорит о развивающемся рынке.
Мирослав Дзятковский, владелец компании «Дзятковский консалтинг», говорит: «Мы профессионально занимаемся соединением бизнесов Польши с европейскими и российскими. Статистика демонстрирует обширные перспективы сотрудничества, поиска и строительства долгосрочных партнерских отношений с компаниями из России… Мне российский рынок хорошо знаком, я работаю на нем более 12 лет и знаю все привлекательные и сложные стороны этого бизнеса. В целом рынок развивается настолько предсказуемо, что нам есть что обсудить и мы можем планировать отношения на будущее. Не секрет, что именно польские производители находятся в лидирующей группе мировых производителей, и что качество польской продукции неуклонно улучшается. Российский рынок малых судов именно тоже достаточно интересен, и мы с полной ответственностью можем говорить, что наши катера и яхты оправдают высокие ожидания российского рынка».
Экономика Польши оказалась на подъёме (в 2017 году выросла на 4.2%), в страну потоком текут инвестиции и в области маломерного судостроения тут работают порядка 1000 предприятий (конкретно судостроительных – 200), на которых трудятся 35 000 человек. Денежный оборот яхтенно-моторной индустрии страны оценивался экспертами в 1.86 млрд. евро (2016 год).
Дешевизна и квалификация польской рабочей силы – не единственный веский довод местных бизнесменов. Страна получает миллиардные субсидии Евросоюза и судостроительная отрасль стремится в полную силу использовать эту помощь. Финским и скандинавским конкурентам не позавидуешь. При всем этом, по словам главного редактора Zagle, внутренний рынок Польши довольно скромен. В стране с населением 38.5 млн. человек зарегистрировано всего 60 000 маломерных судов (1 борт на 222 семьи) – примерно столько же в одном только Петербурге, в то же время в Финляндии с ее населением 5.5 млн – 800 000 регистраций (1 лодка на 4.5 семьи). Польшу также не обходят общемировые тенденции: количество людей, занимающихся собственным парусом, с годами становиться меньше, все больше места завоевывает чартерный отдых, да и вообще цифровой досуг у многих вытесняет реальную жизнь с ее многочисленными заботами.
Действительно, незачем ехать в Европу за «Казанками» образца 70-х, а ведь лодки именно этого типа намерены по традиции заказывать регионы Крайнего Севера. Их бытовой уклад меняется крайне медленно. В Европе же прогресс мчится на полных оборотах. Электродвижение завоевывает водные просторы вслед за дорожными. Гданьская «Зелёная Верфь» производит модерновые композитные катамараны Solliner с германскими электромоторами Torqeedo мощностью в 2–4 кВт. Вмещая 10 человек, они развивают скорость 11–14 км/ч, выхаживают по 16 часов без подзарядки аккумуляторов – и никакого запаха бензина и масла! Солнечные панели, расположенные на крыше рубки, успешно заряжают батареи даже в пасмурный день и стоят относительно недорого.
Сотрудничество судостроителей с итальянскими дизайнерами вывело польскую продукцию на высокий уровень мирового качества. 60-70 футовые «Галеоны» украшают самые роскошные европейские салоны продаж. Но и более скромные по размерам модели являют образец хорошего вкуса и следования новейшим тенденциям в дизайне. Компания CP Yachts из Гижицко на Мазурах (www.comarpoland.eu) показала стильные моторные лодки CLANSHIP. Вертикальный форштевень и поперечный редан на днище придают их облику некоторый довоенный шарм, вместе с тем это изделия самого современного уровня, из хай-тековых материалов и с разнообразной электроникой на борту. Известные итальянские парусные яхты Comet – также продукт сотрудничества с CP Yachts. «журналисты» оказались на одной из крупнейших в стране верфей Conrad.S.A. (www.conradshipyard.com), где расположено уникальное производство по изготовлению парусов – Sail Service (www.sailservice.pl).
«В советское время 80% нашей продукции направлялось в СССР. – Говорит на хорошем русском мой старый знакомый Тадеуш Войтович. – Вообще, мы шьём паруса уже почти 70 лет и сегодня экспортируем их в 38 стран мира. В год выдаём заказчикам – 100000 квадратных метров!»
Для пущей убедительности поляк продемонстрировал печатный листок, где были перечислены Tall ships имеющие на вооружение паруса из Гданьска. Имеют отношения эти ребята и к «Полтаве» спущенной на воду в этом году в Питере. Оказывается, в Гданьск приезжали на обучение российские мастера парусного дела. В цехах очень просторно, некоторые швейные позиции опущены на метр под пол, так удобнее работать.
Главный сегодняшний парусный материал – дакрон, плотностью 560 г/м2. 130 стендов, 121 судно на воде, 15 гидроциклов (в основном BRP), пять РИБов, один самолёт (www.cirrusaircraft.com) и ни одного мотора или корпуса китайского производства. Алюминия нет и в помине, сплошной пластик. Galeon – 7 моделей, Invictus – 5, Parker – 7, Northman – 3, Nordkapp – 5, кроме того Sun Camper и Princess V 48 Это из списка «высшей лиги». Но в достатке и новичков, например, D-Boats (www.d-boats.com) с радикально черной моделью “550”. Для пяти человек на борту – супермузыка, спальная каюта на двоих, мягкие кресла, дорогая отделка и великолепные ходовые качества (Malbork), тесты катеров на воде, знакомство с музеем «Солидарности» Леха Валенсы,под Mercury 115 достигли 68, а под 200 л.с. можно выжать и 90 км/час).
Надо заметить, что лодки для малых и умеренных скоростей перемещения серийно мало кто строит. Northman – одна из таких хорошо «раскрученных» (www.northman.pl, бренды Maxus, Nexus, Courier). 20 лет за плечами и в последнее время 150 – 200 корпусов в год. Новинка этого года – Northman 1200 с дизелем Yanmar 110 Скорость 6 уз. (максимальная 9.6), и при наличии двух баков по 240 л каждый автономное путешествие может продлиться вечность.
Pegazus 560 Top Fisher – катер, который гарантированно привлекает внимание нашего потребителя. Производит семейная верфь Ярослава Жувалевского (www.pegazus-boats.pl), выпускающая 6 моделей катеров и моторных лодок длиной от 3 до 6 м. Top Fisher (5.4Х2.54м, вес 800 кг) являет классический пример судна, которое внутри кажется больше, чем снаружи. Разнообразие оборудования и отлично продуманная эргономика не остались незамеченными экспертами авторитетного журнала Zagle, которые номинировавали катер на звание лучшего в Польше!
Общее мнение участников миссии можно обобщить: «Выставка очень понравилась, компактная и яркая, позволила протестировать все что мы хотели и показала, что польское судостроение находится на очень высоком уровне. Представлены варианты и «для богатых», и серийные для Северо-западного региона, и для Сибири. На пользу пошло посещение заводов, поразила современные технологии и чистота производства. Потенциал шоу большой, мы благодарны организаторам за прекрасную информацию о производителях, статистике».