Сервисы для яхт на причалах

Правильно спроектированные и построенные причалы марины обеспечивают ошвартованные яхты различными сервисами непосредственно с причалов. Это, в первую очередь: электричество, вода, кабельное ТВ, телефон, выход в интернет.
В некоторых маринах прямо на причалах имеется сточно-канализационная система, через которую возможно откачать фекальные цистерны лодки.
Соответствующие коммуникации прокладываются в специальных трубопроводах, расположенных в причалах (понтонах или стационарных) или под их палубным покрытием. (фото  отверстия для трубопроводов).
Для подключения с лодки к желаемым коммуникациям на причалах расставляются сервисные колонки, на которых укреплены стандартные разъемы – электророзетки, разъемы ТВ-кабеля и телефона, а для подключения водяных шлангов – краны. В больших маринах обычно все выходы подключены через счетчики-расходомеры воды, электричества, фановых стоков, если есть.
Параметры выведенных коммуникаций (диаметр трубопроводов воды, электрическая мощность и пр.) выбираются при проектировании. Здесь хочу только заметить, что со временем спрос на объем этих сервисов от яхт только растет и может потребоваться модификация уже существующих.
Все оборудование должно соответствовать действующим национальным нормам и правилам. Как уже указывалось, в России не существует СНиПов или других документов применительно к маринам–яхтенным портам, поэтому необходимо придерживаться «сухопутных» правил с учетом соответствующих поправок «на воду».
Электричество
Электрические кабели разводятся по причалам от распределительных щитов, располагаемых обычно в непосредственной близости от входов на пирсы и легко доступных вахтенной службе. В этих щитах размещаются также аварийные выключатели. Разводка может осуществляться на отдельные группы сервисных колонок, это зависит от количества колонок на ветке причала, количества и характеристик стояночных мест на ветке.
При проектировании электрической схемы и выборе комплектации сервисных колонок обязательно предусматриваются устройства защитного отключения (УЗО) и отключения при перегрузке (коротком замыкании). Цепи защитного заземления должны охватывать корпуса сервисных колонок, металлические трубопроводы, металлические мосты и трапы, кнехты и др. металлические части и узлы, должны выводиться к одному общему очагу на берегу и иметь соответствующие сечения и маркировку проводов.
Подведенная к сервис-колонкам мощность должна соответствовать типу тех лодок, на которые рассчитываются причальные места.
Обычно используются стандартные электрические выходы (евророзетки): 16 А, 220/240 вольт, увеличенной мощности 32 А или 64 А, и совсем мощные 125А 400/440 В для отдельных мест стоянки супер-яхт.
При расчетах обычно учитывается климат, т.е. потенциальное использование систем кондиционирования на стоящих лодках, а также дополнительные нагрузки, связанные с возможными событиями и гостями.
Требования электробезопасности – важнейшие при создании и функционировании системы электроснабжения на причалах. Рекомендуется применение фирменных сертифицированных сервис-колонок со стандартными разъемами, которые обычно совместимы с оконечными разъемами имеющимися на лодках. В случае необходимости администрация марины обычно предоставляет проверенные переходные соединители. Использование всяческих скруток категорически исключается.
Самопальные колонки и розетки должны быть выполнены в соответствии с требованиями электробезопасности, т.е. должны быть защищенными от атмосферных воздействий, не допускающими случайного контакта человека с электричеством и обеспечивающими достаточную защиту от удара током. Поражение электричеством в маринах не частое явление, однако чрезвычайно опасное, поскольку, как правило, сопровождается потерей сознания и падением пораженного человека в воду.
На колонках должны быть размещены необходимые надписи и указания по безопасному подключению.
Вода
В марине обычно предлагается вода двух типов: техническая и питьевая. Техническая используется для ополаскивания палуб яхты, что очень важно в жарких странах для охлаждения раскаленных на солнце покрытий, ополаскивания причальных поверхностей, для мойки парусов и т.п.
Питьевую воду заливают в водяные цистерны яхт и используют в соответствующих целях. Надо сказать, что требования к качеству этой воды очень высокие. Они объясняются тем, что в случае не очень чистой воды на внутренних поверхностях цистерн скапливаются отложения, которые трудно, а иногда и просто невозможно удалить. Цистерны в яхтах расположены обычно вблизи днища и чтобы их достать оттуда, может потребоваться серьезная разборка.
Поэтому качества воды из городского водопровода недостаточно, необходимо подвергнуть ее более тонкой очистке. Оборудование для такой очистки предлагают на мировом рынке несколько компаний. Лучшим решением может быть собственная артезианская скважина с дополнительной очисткой.
Для подачи технической и питьевой воды на причалы используются разные трубопроводы, которые должны быть соответствующим образом маркированы.
Бытовые отходы, фекальные и нефтесодержащие стоки
Конечно, мешок с мусором, вынесенный с борта яхты на берег в специальный контейнер, не привлечет ничьего особого внимания, но, думаю, вряд ли вашим соседям по причалу понравится, если вы будете прямо на месте заниматься опорожнением фекальных цистерн своей яхты, даже с использованием мобильной откачной помпы.
Равно как и откачивать подсланевые воды в какую-то канистру. Ощущения, как вы понимаете, будут не из приятных, особенно, если соседи принимают гостей на борту…
В правильной марине имеется специальный отдельно стоящий (санитарный, технический) причал, предназначенный, в том числе и для этих «грязных» операций.
Обычно здесь находятся стационарные помпы (Pump Out), перекачивающие содержимое цистерн и льяльные воды в соответствующие приемные емкости, приемные устройства для сбросов из хим- и биотуалетов, слива масла.
Здесь же обычно устраивается и мойка днища яхт, причем так, что грязная вода стекает в специальную емкость и перекачивается потом в очистные сооружения.
Где-то неподалеку размещена и площадка с контейнерами для сбора ТБО (твердые бытовые отходы).
Хорошим тоном среди яхтсменов считается такое поведение яхты, которое не доставляет неприятных ощущений другим яхтам, и переход яхты к техническому причалу для выполнения перечисленных операций является нормой.
Однако не все марины могут себе позволить иметь такой причал и вообще – предоставлять яхтам такие услуги. Особенно это касается маленьких марин, в которых приходится терпеть запахи и прочие неудобства, связанные с отсутствием нормальных технологий.
Освещение причалов 
Освещение в правильной марине соответствует условиям применения и хорошей практике. Оно должно быть всегда включено в темное время суток на причалах, подходах к ним с берега, переходах и трапах, в местах потенциальных опасностей. Обычно для освещения проходов по причалам используются те же сервисные колонки или дополнительные колонки такого же вида, но без внутренней «начинки».
Если же используются отдельные системы освещения, то они делаются так, чтобы свет не слепил экипажи маневрирующих в гавани и швартующихся судов, не мешал стоящим у причалов яхтам.
На выступающих «углах» гавани помимо навигационных огней часто устанавливаются осветительные колонки с идентификацией марины.
Должно быть предусмотрено аварийное освещение причалов марины.
Читайте также  Проконсультируем