Заправка яхт топливом

Заправка яхт топливом, при всей своей простоте – операция, требующая особого внимания и отношения.
Что значит – заправить топливом яхту или катер? По сути это – перелить топливо из одной емкости в другую, т.е. в ту, которая находится на борту судна. Той емкостью, из которой переливается, может быть: канистра обычная, автомобильная, канистра большая, на колесиках, бочка и тому подобные, придуманные человеком приспособления.
Когда топлива необходимо немножко, подойдет и маленькая канистра, и маленькая бутылка. Но дело не в самой емкости, а в том, КАК перелить. Хочется, чтоб было удобно, не очень тяжело физически, безопасно как в смысле «не взорваться», так и в смысле не пролить на землю, а тем более в воду, а то ведь можно и на неприятности нарваться.
В-общем-то, технических трудностей особых нет, требуются, как обычно, внимательность, аккуратность и неторопливость.
Канистры
Вряд ли среди яхтсменов, а тем более, среди работников марины найдутся «специалисты», которые будут заливать топливо из 20-литровой канистры, держа ее в руках, прямо в горловину приемной цистерны, даже используя воронку. Для этого существуют всем известные шланги с «грушей» и клапанами, благодаря которым перемещение топлива возможно без капли пролива, и это к тому же удобно – ну не «засасывать» же ртом в шланг топливо из канистры.
Современные катера и яхты, в особенности моторные, имеют топливные баки объемом от 100 литров до нескольких тонн. Канистрами заливать можно, но долго и противно.
В правильной марине применяются более современные и безопасные технологии заправки.
Мобильные контейнеры-бочки
Подобные устройства (фото) применяются повсеместно для заправки сельхозтехники на полях, самолетов и вертолетов малой авиации. В марине это может выглядеть так: бочки с топливом хранятся в специально оборудованном месте на некотором удалении от причалов.
При необходимости заправки бочка грузится на грузовичок с краном-манипулятором, подвозится на технический причал, где стоит заправляемое судно, и производится заправка. Бочка оборудована насосом, шлангом, правильным пистолетом (с вакуумным отсекателем), счетчиком топлива. Емкость таких бочек может быть 1 – 2 тонны, по мере ее опустошения бочка на том же грузовике едет на АЗС или на базу или заправляется из бензовоза.
Бензовоз
Наверное, это самый очевидный способ залить бензина или солярки в бак судна, особенно если речь идет о сотнях или тысячах литров топлива. Рассказывают, что один малоизвестный путешественник, чтобы пройти на своей моторной яхте от Москвы до Питера решил вопрос с заправкой кардинально – приобрел бензовоз, залил в него до отказа солярки и отправил вдоль своего маршрута. По мере необходимости они встречались на берегу и пополняли яхтенные цистерны очередной порцией. А что делать? Ни на Волге, ни на Шексне, ни на наших Великих озерах не было яхтенных заправок, не говоря уж о нормальных маринах. Да и сейчас еще почти нет.
Однако есть проблемы и с бензовозом. Надо иметь специальный причал, куда может подойти яхта и подъехать тяжелая машина. Однажды в Греции, в марине местечка Порто-Каррас нам потребовалось заправиться перед отходом домой. Заправки в марине не было (не знаю, есть ли сейчас), но администрация марины пообещала «решить вопрос». И через некоторое время появился маленький бензовозик (фото), который подъехал не на причал, где стояла наша яхта, а поодаль, на верхней дороге, метрах в пятидесяти. Водитель размотал длиннющий шланг с пистолетом, пробрался с ним на причал и … заправка 60 литров успешно состоялась. Оказалось, что законодательство страны не разрешает бензовозу проезжать на причал, который не оборудован специальным образом. Существует целый ряд соглашений стран Средиземноморского бассейна об охране моря. И это правильно, вопросы, связанные с охраной окружающей среды чрезвычайно важны, и они рассмотрены в отдельной статье.
С технологической точки зрения место для бензовоза должно быть устроено таким образом, чтобы возможные проливы и разливы топлива собирались в специальную емкость, и блокировалась им дорога в воду с помощью абсорбентов и прочих необходимых средств.
Стационарная заправка
В больших маринах обычно устраивается стационарная заправка непосредственно у кромки берега (фото), которая располагается «на краю» марины, это делается как из соображений безопасности, так и удобства маневрирования подходящим и отходящим яхтам при большом потоке клиентов.
Часто заправочные колонки размещаются на техническом причале, где производятся все «грязные» сервисные операции (фото).
Топливные цистерны, заглубленные в землю, располагаются на необходимом удалении от воды, имеют двойные стенки с датчиками прорыва и соединены с раздаточными колонками, а также с заливными горловинами (фото) специальными трубопроводами тоже с двойными стенками. Кромка берега обустраивается как причальная стенка, к которой швартуются заправляемые яхты. В качестве мер безопасности на заправке размещены, конечно, средства пожаротушения, емкости с абсорбером, быстроразвертываемые боновые заграждения на случай пролива топлива в воду, а также устройства сбора нефтепродуктов с поверхности воды.
Такие стационарные заправки имеются во многих маринах Средиземноморья, Балтийского, Североморского побережий, даже на горных озерах.
Мне пришлось видеть и такие заправки, которые, будучи размещены на кромке берега, работают «на два фронта» – заправляют и автомобили, и яхты.
Интересен для России польский опыт, где на берегах заповедных Мазурских озер и каналов размещены типовые стационарные заправочные станции. Правда, надо отметить, что на озерах запрещены моторные катера (кроме служебных и спортивных), а многочисленные парусные яхты оснащены, за редким исключением, маломощными весьма экономичными подвесными двигателями.
Плавучие топливо-заправочные станции
На внутренних водах многих европейских стран получили распространение плавучие заправочные станции (ПЗС). Это – аналоги бункеровочных станций для больших судов. В принципе, яхты могли бы заправляться и на этих бункеровочных станциях, если бы не огромные диаметры шлангов и пистолетов. В России в последние годы на разных акваториях также появились ПЗС производства российских и зарубежных компаний. Принципиальная схема ПЗС проста. Станция устанавливается на воде вблизи берега, швартуется обычно к специальному причалу так, чтобы к ней могли подходить суда для заправки (фото).
На берегу устраивается специальная площадка для бензовоза, который по мере надобности подвозит порцию топлива и сливает ее по специальным стационарным гибким шлангам в цистерны ПЗС. Площадка и сама ПЗС оснащены средствами защиты от разлива, рядом с площадкой или под ней устраивается емкость для сбора нефтепродуктов в случае пролива, которые по мере заполнения емкости отвозятся на переработку. Так же, как и стационарная заправка, ПЗС оснащается средствами пожаротушения и сбора нефтепродуктов с воды в случае пролива.
Передвижные ПЗС
Перспективная идея была реализована на водохранилищах Московской области: построено небольшое (30 м длиной) судно-бункеровщик, которое, имея на борту достаточно большие емкости с топливом разных марок, по графику или по вызову подходило в район расположения яхт-клубов (а их только на Клязьминском водохранилище около 25-ти), вставало на якорь и заправляло подходящие к нему яхты из этих клубов. Кроме заправки судно выполняло роль приемщика-переработчика ТБО, заправщика пресной водой и имело на борту магазин со всякими маслами и прочими мелочами. Однако эта идея под Москвой не прижилась, несмотря на то, что такое универсальное судно избавляло бы яхтенные порты от забот, в первую очередь – необходимости получения различных разрешений, документальных оформлений и проверок для собственных заправок.
Читайте также  Яхтенный порт и окружающая среда