Яхтенный порт и окружающая среда

Есть несколько чрезвычайно важных аспектов взаимоотношений яхтенного порта и окружающей среды, недооценка которых порой может стать «камнем преткновения» при создании новой марины и согласовании проекта не только с чиновниками разных уровней, но и с жителями близлежащих населенных пунктов. Кстати сказать, в странах Средиземноморья на размещение новой марины на побережье в первую очередь необходимо получить «добро» от местных общин и муниципальных властей.
Развитие яхтенной инфраструктуры, идущее в последние годы ускоренными темпами, способно нанести урон окружающей среде в процессе строительства портов и их дальнейшей хозяйственной деятельности за счет концентрации большого количества посетителей в красивых природных зонах, где обычно стараются «поселиться» новые марины. Неосторожное воздействие на прибрежную зону может не только перегрузить местную экосистему, но и внести ненужный дисбаланс в архитектурный облик, в социальную атмосферу.
Нет ничего ценнее человеческой жизни и здоровья, создавая марину, необходимо учитывать потенциальные угрозы безопасности природе, жителям соседних поселений, другим отдыхающим.
Экологическое лицемерие приобрело катастрофический характер, и на этом фоне особенно приятно видеть настоящий, правильный подход к застройке территорий.
Экологическая безопасность марины
Сами по себе современные катера, лодки и яхты можно было бы считать экологически относительно безопасными техническими средствами, если бы они стояли в гавани как музейные экспонаты, если бы не было нужды заправлять их топливом, водой, электричеством, и если бы на них не плавали люди, которые имеют свойство ошибаться за рулем, потреблять пищу и создавать различные отходы.
Хороший урок нам преподнесли в марине яхт-клуба Гдыни теперь уже в далеком 1988 году, где мы были по приглашению польских яхтсменов. На нашем «картере» поломался дизель – пришла в негодность резиновая крыльчатка в помпе системы охлаждения. Мы стояли в марине и ремонтировали. Благо запчасть была в наличии, делов на полчаса. Заменили и запустили двигатель на месте для проверки. Холодный двигатель слегка дымил на больших оборотах. Испытания длились две-три минуты, но… на поверхности воды под выхлопной трубой осталось легкое пятно нефтяной пленки. Прибежал вахтенный, замахал руками, вызвал начальника, и нас попросили покинуть марину. После длительных извинений и переговоров мы были прощены, и пришлось вечером «подружиться» с ребятами.
А вот характерный пример из российской действительности: директор рыбозавода на оз. Селигер, показывая ямы-отстойники отходов производства, спрашивает – могу ли я объяснить, почему уровень воды в отстойниках колеблется вместе с уровнем воды в озере? Ну, что ему можно было ответить?
Ежегодно в мире проходят совещания и конференции по проблемам защиты моря от воздействия людей, в том числе, и от яхтсменов. Существует множество глобальных и локальных соглашений, конвенций, рейтингов, основная цель которых – предотвращение загрязнения водных акваторий. Разрабатываются различного уровня рекомендации – что и как должно быть учтено и сделано в каждой марине.
Источники загрязнения
Каковы же потенциальные источники загрязнения и длительного скрытого воздействия на природную среду в яхтенном порту?
Прежде всего, это конечно – следствия применения топлива, технических смазок, отходов при техническом обслуживании и ремонте, мойке судов с применением различных химических средств. Это – ливневые стоки с поверхностей твердых покрытий на территории марины, по которым передвигается местный и внешний транспорт.
Другие категории – твердый мусор, пищевые отходы, серые и черные стоки с яхт и береговых санузлов.
Например,  российские нормативные документы не разрешают устраивать стационарную заправку в пределах водоохраной зоны водоема. Понятна забота о прибрежных землях, с которых возможен сток загрязнений в воду, однако как быть с теми загрязнениями, которые обязательно возникают при заправках с помощью канистр? Возможно, что хорошо сделанная заправочная станция на берегу (как в Польше, Италии, Греции, Хорватии, Голландии и др. странах) будет меньше загрязнять воду, ведь никуда не деться от необходимости заливать бензин и солярку в танки яхт. В то же время получают легальный статус плавучие заправочные комплексы. Эта технология включает операцию переливания топлива из бензовоза в танки ПЗС по надводному трубопроводу, т.е. отличается от стационарной ТЗС на берегу  большим риском, большей опасностью.
Кажется более целесообразным и менее рискованным устройство стационарной заправки яхт у берега в камере (типа шлюзовой), вход/выход которой может очень быстро перекрываться в случае пролива топлива из пистолета. В закрытой камере с помощью абсорбера и насоса можно быстро удалить пятно, предотвращая егораспространение далее в акваторию.
Предотвращение загрязнения воды машинами и механизмами, осуществляющими подъем/спуск и транспортировку судов по территории, возможно, если использовать только портовую технику, которая должна смазываться специальными смазками, и такие смазки выпускаются и продаются, например, биологически разлагаемые смазки Divinol, Kluberbio. Если же нет возможности запретить использование для спуска судов личных транспортных тележек-трейлеров (автоприцепов), то необходимо их предварительно тщательно мыть в порту.
Мойка судов после подъема из воды должна быть организована так, чтобы грязная вода попадала в специальные отстойники, а затем отправлялась в очистные сооружения.
Ливневые воды с территории марины так же должны отправляться в ливневую канализацию и очистные сооружения. Российское законодательство предусматривает возможность в ряде случаев уменьшить ширину прибрежной защитной полосы до нуля в случае устройства набережной с твердым покрытием, отрицательным уклоном, с  желобами и емкостями, обеспечивающими сбор ливневых стоков и перекачку их в очистные сооружения.
Мастерские по обслуживанию и ремонту судов должны находиться на необходимом удалении от берега, все жидкие, твердые и газообразные выбросы должны собираться и утилизироваться в соответствии с санитарными правилами.
Для сбора ТБО, маслосодержащих упаковок и других отходов с яхт в правильной марине должна быть специальная контейнерная площадка с маркированными контейнерами для твердых и жидких отходов.
Содержимое фекальных цистерн яхт перекачивается в канализационные береговые системы с помощью стационарных или мобильных помп. Во время стоянки яхт в марине обычно запрещено пользоваться прокачными гальюнами (яхтенными туалетами, выбрасывающими отходы за борт), фекалии собираются в бортовых цистернах, а в небольших яхтах – в бачках биотуалетов, которые в марине могут опорожняться в специальные приемники.
Подсланевые (трюмные) воды обычно содержат масляные и топливные составляющие и должны откачиваться в специальную емкость, а затем отвозиться на переработку.
Инженерные проектные решения 
Экологическая безопасность марины требует применения продуманных инженерных решений, оборудования и материалов, что важно и для периода эксплуатации, и для стадии строительства. Из этих соображений, например, целесообразно применение понтонных причалов, которые наносят меньший вред подводной флоре и фауне. Их сооружение во многих случаях может обойтись без тяжелой колесно-тракторной техники, разрушающей берег, нет необходимости применения жидкого бетона, который при устройстве ростверков всегда попадает в воду. В некоторых регионах, особенно в природных заповедниках, допускается сооружение только плавучих причалов. При изготовлении самих понтонных секций в заводских условиях легче обеспечить контроль за качеством применяемых материалов, а при сооружении понтонных причалов практически исключено попадание в воду каких-либо вредных для окружающей среды материалов. В некоторых странах, кстати, жестко регламентируется использование пропиток для деревянных настилов  причальных сооружений. Формально нас эти ограничения пока не касаются, но ведь существует какая-то личная ответственность каждого человека перед природой, особенно, строителя. Подобные рассуждения целесообразно применять к любым проектным решениям, в том числе, к устройству технического причала, укреплению береговой кромки, материалам для коммуникаций, сервисным колонкам и пр.
Читайте также  О Компании