Спуск, подъем и транспортировка яхт

Спуск-подъем любого судна, при всей своей кажущейся простоте – одна из наиболее опасных и потому наиболее ответственных из всех сервисных процедур яхтенного порта. Люди давным-давно заметили, что с помощью наклонной плоскости можно значительно облегчить подъем и опускание тяжестей. Придумали рычаг, тали и полиспасты, а также установили, что круглое катать приятнее, чем плоское тянуть или толкать. Эти открытия современная инженерная мысль великолепно использует при создании технологий работы с судами. В мире разработано и серийно производится большое количество СПЕЦИАЛЬНЫХ (для яхт и малых судов) механизмов и машин с самыми современными принципами и системами управления, так что, например, операция спуска большого судна может осуществляться всего двумя человеками.Номенклатура оборудования различна как по технологии, так и по размерам.
Понятно, что мелочь всякую сносят в воду на руках, в худшем случае – сталкивают с плавучей или надводной площадки.
Лодки побольше скатывают на ручных тележках по маленькой дорожке, уходящей в воду или по пологому берегу.
Ну, а если лодка вручную неподъемная, то требуются те самые современные удобные, надежные и безопасные технологии и сооружения. В основном, для подъема яхт из воды и спуска их на воду применяются четыре способа, соответствующие им технологические машины и механизмы, а также гидротехнические сооружения.
Подъем по слипу
Слип (от англ. slip) – это очень простое внешне, но весьма ответственное гидротехническое сооружение. Размеры и монументальность слипа пропорциональны размерам и массе тех судов, которые предполагается здесь спускать на воду и поднимать.
По такому слипу с помощью тягача скатывается в воду тележка-трейлер, на которой стоит судно. По мере скатывания увеличивается глубина, тележка почти полностью погружается в воду, а судно всплывает. Процедура подъема из воды происходит в обратном порядке – пустую тележку скатывают в воду, на нее заплывает лодка и при вытягивании тележки вместе с лодкой за счет уменьшения глубины лодка «садится» на тележку.
Небольшие лодки обычно катают на тележке-прицепе за легковым автомобилем, для спуска на воду этот поезд разворачивается, автомобиль задним ходом толкает телегу в воду. Осадка у таких лодок небольшая (около 0.5 метра), и достаточно глубин порядка 0.5 – 0.8 м, чтобы реализовать этот способ. Трейлер может быть буксируемым или самоходным, с локальным или дистанционным управлением.
Подъем обычным краном 
Стационарный или автомобильный кран поднимает судно, стоящее у стенки, с помощью мягких строп, которые подводятся под корпус, и ставит судно в непосредственной близости на площадку или на специальную платформу, с помощью которой судно доставляется к требуемому месту.
В недоразвитых маринах для установки поднимаемого судна в нужном месте на берегу используют два крана – второйкран подхватывает «эстафету» у первого и переставляет лодку дальше…и таким образом, в несколько таких шагов лодка оказывается на своем месте.
Подъем яхтенным краном
Такой кран называется «козловой», хойст-кран, в простонародье — «табуретка». Это самоходная машина, которая выезжает над водой по специальным эстакадам, между которыми на воде располагается судно, под корпус судна подводятся мягкие стропы, за которые кран поднимает судно и вместе с ним съезжает с эстакады на площадку. Кран передвигается с помощью своего двигателя с локальным или дистанционным управлением.
Существуют варианты козлового крана, который может съезжать и подниматься вместе с поднимаемым судном по слипу.
Принципиальное отличие подъема трейлером от подъема краном заключается в способе «подхвата» (стропления) судна.
Трейлер «берет» лодку под корпус снизу на опоры-подушки достаточно большого размера, распределяя массу лодки на их площадь. При таком способе не происходит сжатия корпуса, риск уронить лодку даже при поломке подушек практически нулевой.
Кран «берет» лодку под корпус на мягкие стропы, для предотвращения сжатия корпуса лодки стропами при подъеме обычным краном (стреловым) необходимо применять траверсу-распорку строп. У хойст-крана траверса встроенная, она заложена в самой идее его конструкции.
При любом способе необходимо знать места расположения усилений корпусе поднимаемого судна, под которые подводятся подушки трейлера или мягкие стропы крана. Эта информация обычно указывается изготовителем судна в технической документации.
Подъем с помощью трейлера решать задачу транспортировки судна на значительное расстояние, поскольку скорость его передвижения существенно выше, чем у хойст-крана.
С трейлером лучше решается задача плотной расстановки судов на площадке, особенно это важно при уборке судов в ангары (эллинги). Расстояние между судами может быть очень маленьким, поскольку у трейлера нет выступающих в стороны частей.
Трейлеры, как правило, более универсальны в определенном диапазоне, поскольку могут менять свои размеры (длину, ширину) и подстраиваться под поднимаемое судно.
Большинство хойст-кранов имеют фиксированную ширину, поэтому при работе с узкими лодками не сможет поставить их близко друг к другу. Хотя надо заметить, что  существуют хойст-краны с изменяемой шириной.
Существуют модели трейлеров, которые являются «гибридами» хойст-крана с гидравлическим трейлером – несущая рама выполнена в нижней части, а из нее торчат 4 телескопические стойки с гидравлическим приводом, на пары стоек подвешиваются мягкие стропы, которые подводятся под поднимаемое судно. Такой хойст-трейлер имеет выступающие в боковые стороны части и не позволяет расставлять суда вплотную друг к другу.
На хойст-кранах, как правило, имеется небольшая лебедка со стрелой – кран для снятия/постановки мачт на парусных яхтах.
Подъем специальным автопогрузчиком
В некоторых маринах имеет место способ подъема/спуска с помощью почти обычного автопогрузчика (вертикального подъемника). Этотпогрузчик должен иметь так называемый отрицательный диапазон движения мачты, т.е. ниже поверхности, на которой стоит сам погрузчик.
В мире несколько фирм производят и предлагают к продаже такие машины, способные обрабатывать лодки до 12 м длиной.
Подобная машина хорошо вписывается в технологию хранения лодок в эллингах-этажерках, поскольку может осуществлять всю цепочку необходимых операций – подъем, транспортировка, установка в ячейку стеллажа и соответственно в обратном порядке – спуск на воду.
Читайте также  Предпроектный анализ