Стоянка яхт на суше

В российских условиях, там, где зимой замерзают практически все акватории, яхты необходимо вынимать на сушу уже в октябре и до конца апреля. И желательно, конечно, чтобы в мороз и снег они стояли хотя бы под крышей, а еще лучше – в ота­пливаемом помещении с постоянной температурой и влажностью.
Кстати, по сложившейся конъюнктуре рыночная цена стоянки для потребителя различается обычно такими пропорциями: если принять стоимость стоянки на открытой площадке за единицу, то стоянка под навесом (в холодном эллинге) дороже в два раза, т.е. 2 единицы, а в отапливаемом эллинге – еще в два раза дороже, т.е. 4 единицы.
На открытой площадке
На правильно организованной стоянке по краям площадки рядами размещаются лодки, установленные так, чтобы любую из них можно было бы «вынуть» со стоянки, не трогая другие. Между рядами – проезд, достаточный для провоза любой лодки и маневров, связанных с выемкой или установкой лодки на место.
На совсем правильной площадке имеется разводка электричества и воды в скрытых трубопроводах, установлены сервис-колонки с электро-розетками и кранами (как на причалах). Лодки, точнее стояночные места, обычно группируются по размерам, тогда порядок будет совсем хорошим. Должны быть предусмотрены противопожарные мероприятия и средства – пожарные и эвакуационные проезды, необходимое количество «пожарных» постов с огнетушителями по всей стоянке.
Очевидно, что вариантов расстановки лодок на имеющемся участке земли – некоторое множество. При выборе варианта можно провести несложный анализ оценки эффективности использования земли, применяя простой критерий: отношение суммарной площади стояночных мест в каждом варианте к общей площади стоянки, при условии соблюдения остальных общих требований. Чем больше этот коэффициент, тем лучше вариант. Такой анализ важен, поскольку эффективность использования земли будет влиять на доход марины (стоянки).
Очень важно определить оптимальную плотность размещения стояночных мест, т.е. минимально допустимые расстояния – зазоры между судами.
Под навесом
В летнее теплое время лодку полезно защищать от прямого попадания атмосферных осадков, солнечных лучей, особо вредных своей ультрафиолетовой составляющей для стеклопластиковых корпусов. Применяются различные чехлы, стояночные тенты индивидуально для каждой лодки, а в зимнее время иногда даже строят «домики» над яхтой.
На первый взгляд, устроить навес просто – поставить столбы прямо на обустроенной уже стоянке, приделать конструкцию крыши, накрыть рубероидом или еще чем-то, однако, имеет место несколько «мелочей».
Первое – необходимо решить вопрос об отводе дождевой воды, устройстве сливов и т.п.
Второе – опорные столбы неизбежно отнимут некоторое количество стояночной площади и будут преградами при постановке лодок под навес и выемке.
Третье – надо учитывать, что навес ограничивает высоту устанавливаемых под него лодок.
Инадо понимать, что под навесом в жаркую солнечную погоду температура может быть гораздо выше, чем на открытой площадке, а в зимнее время на крыше будет собираться какое-то количество снега, так что конструкция и прочность крыши должны быть соответствующими.
Холодный эллинг
Принципиальное отличие такого эллинга от навеса – в более полной защите от атмосферных воздействий: дождя, снега и солнечного излучения. Вполне возможно, что такого эллинга достаточно для надежного сохранения судов в не очень замерзающих широтах, где внешнего теплового воздействия хватает для обеспечения положительной температуры внутри, особенно, если стены и крыша выполнены так, что не выпускают полученное извне тепло.
Есть несколько деталей, на которые рекомендуется обратить особое внимание при организации стоянки в холодном эллинге.
Первое – противопожарная безопасность. Эвакуация лодок из закрытого со всех сторон эллинга – дело непростое, поэтому в целях снижения риска возгорания не рекомендуется разрешать проведение ремонтных работ, особенно, окраски с применением легковоспламеняющихся жидкостей и т.п.
Второе – рекомендуется установить ограниченный режим пребывания людей в эллинге.
Третье – очень важно обеспечить возможность беспрепятственного вывоза/ввоза судов в эллинг и в зимнее время, т.е. ворота должны легко открываться, проезды должны быть расчищенными от снега.
Четвертое – при устройстве проездов решетки ливнесбора и люки канализационных систем надо расположить так, чтобы они не оказывались под колесами тяжелой техники, перевозящей лодки.
Теплый эллинг
От холодного эллинга такой эллинг отличается более тщательным исполнением теплоизоляции и устройством системы обогрева. Теплые эллинги строятся обычно в дорогих маринах там, где зимой очень холодно.
Почему надо хранить яхту в тепле? Основное разрушающее воздействие на лодку оказывает вода, летом волны бьют корпус, зимой вода, накопившаяся в труднодоступных для уборки местах, микротрещинах стеклопластикового корпуса, трубопроводах, деревянной отделке и пр. при ненадлежащем хранении замерзнет, превратится в лед, который при таянии «рвет» эти самые места. Результат напоминает картину, которая видна на плохих российских дорогах. А если внешняя температура совершает регулярные многократные переходы через 0 градусов, что можно наблюдать в российские зимы в средней и центральной полосе, то разрушение корпуса может произойти за одну зиму. Поэтому заботливые владельцы по окончании сезона тщательно моют и сушат внутренние помещения и стараются избавить их от попадания внутрь воды на стоянке.
Что важно учитывать и предусматривать при устройстве теплого эллинга.
Первое – для зимнего хранения яхт вполне достаточно температуры более 5 градусов Цельсия.
Второе – в эллинге не должно быть точечных источников тепла, и точечных источников холода. Лучший способ организации отопления – распределенная система отопительных приборов, небольших калориферов, совмещенных с небольшими вентиляторами. Обязательно должна быть обеспечена конвекция воздуха внутри.
Третье – система отопления должна быть разделена на зоны с раздельным регулированием в каждой зоне.И конечно стены, крыша и ворота должны максимально препятствовать утечке тепла.
Все«детали», упомянутые для навесов и холодных эллингов также имеют место.
Устройство эллинга. Планировка эллинга
Нет никаких секретов в том, как построить эллинг. Но важно эффективно использовать его площадь, как главную доходную часть услуги «стоянка на берегу».
Можно использовать арочный ангар, надувную конструкцию, однако наиболее предпочтителен прямоугольный «сарай», в нем нет ограничений, связанных с переменной высотой крыши, как в арочном.
Размеры эллинга (длина, ширина, высота) определяются, исходя из
— размеров и расположения имеющегося участка для размещения,
— выбранной технологии установки лодок в эллинг и вывоза,
— размеров и количества судов, планируемых к обслуживанию.
Привязка стояночных мест в эллинге к размерам конкретных лодок так, как это делается в современных автопаркингах, приведет к неполному использованию площади, поскольку заранее обычно трудно предсказать, какие именно лодки будут базироваться и зимовать в марине.
Правильный эллинг
С точки зрения планировки лучший эллинг – это очень простое сооружение, «коробка», прямоугольный параллелепипед, примерно такой, как здания современных супермаркетов. В эллинге должно быть минимальное количество промежуточных опор (лучше вообще без них), и главное – множество ворот высотой и шириной, соответствующих размерам самой большой яхты. Идеально иметь «сдвижную стену». Внутри должны быть ровные прочные «не задиристые» полы, необходимое освещение, вентиляция, отопление.
В таком эллинге легко реализовать разные стратегии продажи мест. Можно сдавать в аренду или продать просто куски площади (блоки, секции, места), на которых арендатор может ставить те суда, которые ему хочется и которые умещаются на этом куске. Другая стратегия – каждый год по окончании сезона «набивать» в эллинг столько судов, сколько влезет, составляя план размещения по предварительным заявкам желающих в нем зимовать. При втором подходе возможно получить максимальное полезное использование площади за счет высокой плотности расстановки, у хорошего управляющего эта величина может достигать 80%.
Задача плотной расстановки яхт в эллинге сама по себе интересна и на этапе планирования и при конкретной работе по постановке судна на определенное ему место. При планировании определяется и последовательность «загрузки» в эллинг, в которой необходимо учесть и будущий порядок «выемки», и возможную потребность выемки некоторых судов в зимний период, например, для перемещения в сервисные зоны для ремонтных работ
Подставки и кильблоки
Правила, которыми нужно руководствоваться при установке яхт на длительную стоянку на берегу, достаточно просты и очевидны, самый надежный способ избежать ошибок и неприятных последствий – пригласить профессионалов.
Надо помнить, что корпус яхты, особенно, стеклопластиковый, при неправильной установке может за долгую зиму сильно деформироваться и нанести существенный ущерб ходовым качествам любимой «ласточки».
Важно поставить яхту так, чтобы основная нагрузка приходилась на килевую часть корпуса.
Подставки могут быть самые разные, например – три столбика, сложенные из обычных кирпичей без каких-либо излишеств под 10-метровым катером, обеспечивают и устойчивость и надежность стоянки, если катер не раскачивать специально… Легко изготовить подставки под лодку в виде пирамидок из деревянных брусков.
И регулировка высоты не представляет особых затруднений.Эффективноебезопасное решение стоянки яхты обеспечивается серийно выпускаемыми трех- или четырех-опорными кильблоками или просто устойчивыми подставками, примеры которых можно найти на многочисленных Интернет-сайтах.
Поверхность, на которой устанавливается судно, должна быть достаточно твердой и желательно – горизонтальной. После установки на основные подставки (под килем) надо позаботиться о боковых подпорках, а если это стандартный универсальный кильблок – просто отрегулировать все стойки по высоте и углам наклона, стараясь равномерно передать давление корпуса судна на все стойки.
Эллинг-этажерка
Повысить эффективность использования достаточного дорогого теплого или холодного эллинга можно также, устроив внутри «этажерку», многоярусные стеллажи, похожие на те, что применяются в супермаркетах. Для расстановки лодок на этажах используются вертикальные подъемники-погрузчики.
Читайте также  Проконсультируем