Причал-стенка
Стационарные пирсы-причалы
Плавучие причалы
Принцип конструкции плавучих причалов прост – причал нужной длины собирается из кусков-секций. Секция – это площадка причала, закрепленная на понтонах (одном или нескольких), либо уже готовая понтон-площадка. Секции соединяются друг с другом специальными креплениями, и таким образом можно создавать весьма затейливые конфигурации.
Понтон – это пустотелый ящик, способный не только сам плавать, но и принимать на себя определенную нагрузку, оставаясь на поверхности воды длительное время. Это свойство называется положительной плавучестью. Понтонный причал должен обладать остойчивостью, т.е. способностью сохранять свое горизонтальное положение на воде (не переворачиваться) при приложении к его краю концентрированной нагрузки.
Понтоны изготавливают из самых различных материалов – пластики, металлы, фанера, и даже железобетон.
И сегодня это зачастую не просто «ящики», а настоящие изделия, которые уже сами по себе могут быть причалами, мостами, переправами или их частями. На больших понтонах строят различные дома, автостоянки, виллы, рестораны и даже поселки. Размеры отдельных понтонов-секций достигают в длину 65 и даже 100 метров, в ширину – 15 – 20 м и более.
К большим понтонам-причалам могут швартоваться большие суда, даже современные подводные лодки.
Особенно активное развитие понтонных технологий происходит в последние 10-15 лет. Создание серийного производства железобетонных понтонов привело к перевороту в мариностроении. Благодаря тому, что строительство марины практически наполовину перенеслось в заводские цеха, благодаря унификации и стандартизации изделий, во-первых, обеспечивается существенно более высокое качество продукции, а значит и конечного результата – причальных сооружений, во-вторых – резко сокращены сроки их возведения, в-третьих, и сам процесс сооружения плавучих причалов, и их эксплуатация практически не наносят никакого вреда окружающей природной среде.
Виды понтонов
Наиболее распространены понтоны двух видов. Понтоны-кубики, пустотелые «ящики», производимые из ПВХ-пластиков методом выдувания или горячей штамповки. Стандартный размер «кубика» 450х450х450 мм, так что четыре кубика имеют общую площадь около 1 кв.м. Кубики снабжены «ушами» для скрепления с другими кубиками. Из таких понтончиков можно собирать любые конфигурации – площадки, дорожки, «купальни» и т.п. Очень развито применение таких понтонов для создания плавучих пляжей, переходных дорожек с каменистого берега. Если крайние кубики площадки частично заполнить водой, можно получить подобие слипа для легких лодок, гидроциклов, которые могут выезжать из воды прямо на них.
Производится множество различных аксессуаров, с помощью которых монтируются леерные ограждения, сходы в воду, солнечные грибки и т.п. Для сооружения яхтенных причалов производятся железобетонные понтоны, собственная прочность и время службы очень высоки. Во многих странах мира освоено заводское изготовление семейств понтонов-секций различных базовых размеров, систем скрепления секций друг с другом, специальных устройств для крепления причалов ко дну, прокладки трубопроводов в самих понтонах или по их поверхности, «палубные» покрытия и прочие аксессуары.
К собранным из секций причалам могут прикрепляться также плавучие швартовные «пальцы», и таким образом создаются причальные места.
Фиксация плавучих причалов на месте
Чтобы плавучие причалы не уплыли, их необходимо прикрепить ко дну акватории в нужном месте.
Применяются два способа: первый – с помощью свай, труб или другого профиля, забитых в дно в нужных местах, к которым понтоны крепятся с помощью специальных замков с роликами, скользящими по свае вверх-вниз. Другой, более распространенный способ – с помощью цепных или тросовых растяжек, закрепленных к «мертвым» якорям, уложенным на дне в нужных местах. Количество якорей и схема их раскладки определяются проектом в зависимости от местных условий и швартуемых судов.
Таким образом, собранный на воде плавучий причал представляет собой единую полужесткую конструкцию, которая в силу наличия слабины цепей, тросов имеет определенную степень свободы горизонтального перемещения по поверхности воды. Под действием вертикальных нагрузок отдельные фрагменты причала могут погружаться больше или меньше и перекашиваться.
Надо учитывать, что на дне акватории вблизи плавучих причалов укладывается значительное количество невидимых глазу яхтсмена «мертвых» якорей и удерживающих цепей, или тросов. Вследствие этого в таких маринах невозможно и обычно запрещается использовать якоря судов и соответственно практически все причальные места организуются по типу 1) – лагом к причалу, точнее, – к пальцу.
Если марина предлагает экипажам судов стоянку на своих якорях, она должна гарантировать, что их якоря не будут цепляться на дне за «мертвяки» и цепи.