Устройство причалов

Причал, в принципе, незатейливое сооружение – горизонтальная площадка со швартовными утками (кнехтами) на краю, за которые крепятся швартовные концы (швартовы) стоящих у причала судов.
Площадка может быть устроена на укрепленной кромке берега (стенке), над водой на ногах-сваях или плавающая, но фиксированная относительно дна на месте.
Крепление ко дну плавающей площадки осуществляется с помощью «мертвых» якорей или вертикально вбитых в дно свай, к которым площадка прикреплена замками. Плавающая площадка может быть смонтирована на одном или нескольких поплавках-понтонах.
Принципиальное отличие плавающего причала от стационарного в том, что плавающий перемещается в вертикальном направлении вместе с изменением уровня воды в акватории. Понтоны, фиксированные сваями, имеют возможность только опускаться и подниматься, а закрепленные к мертвым якорям с помощью цепей или резино-металлических жгутов кроме того, имеют некоторую (очень небольшую) свободу перемещений в горизонтальной плоскости по поверхности воды.Это «бесплатно» получаемое демпфирующее свойство плавучих причалов позволяет хоть и незначительно, но все же смягчать возможные удары судов при маневрах подхода-отхода, чего нельзя сказать о свайных, особенно, железобетонных причалах. Причалы соединяются с берегом с помощью эстакад (дорожек на сваях), переходных мостиков и скользящих трапов. Размеры причалов, высота площадки над водой, конструкция, прочность, водоизмещение и высота надводного борта плавучих причалов зависят от того, на какие суда они рассчитаны.
Какие требования надо предъявлять к яхтенному причалу? С точки зрения потребителя, т.е. владельца судна, прежде всего – прочность, надежность, безопасность для судна во время стоянки. Прочность должна соответствовать характеристикам судна, для которого причал предназначен – длина, осадка, масса, высота борта. Причалы могут быть стационарными и плавучими.
Важно, что задуманную проектировщиком марины, морским архитектором, конфигурацию причалов почти всегда можно реализовать и стационарными, и плавучими причалами. И обычно при проектировании новой марины сначала создается общая конфигурация, производится расчет причальных мест, каналов, т.е. делается эскиз мастер-плана, учитываются особенности места, глубины и производится принципиальный выбор типа причалов, а уже затем готовится техническоезадание на проектирование документации.
Очевидно, что плавучие причалы имеют определенные преимущества при больших глубинах акватории, скалистом грунте, а также в тех случаях, когда уровень воды (и соответственно, глубины) подвержен сильным изменениям в навигационный сезон. Стационарные причалы могут оказаться дешевле при небольших глубинах акватории и надежном грунте, а также необходимы для очень больших судов. Выбор того или иного решения основывается на большом числе разных факторов – гидрогеологические данные, стоимостные расчеты и пр.
Любой яхтенный причал должен быть изготовлен так, чтобы минимизировать воздействие на корпус ошвартованной яхты, т.е. иметь покрытие и/или демпфирующее устройство, предохраняющее корпус от повреждения при трении и соударениях. Необходимо помнить, что раскачивание и передвижение ошвартованного судна имеет место всегда. В последние годы появились синтетические материалы (различные полиуретаны) и изделия из них – демпферы, которые крепят на кромках причалов для предохранения и судов, и причалов от повреждений при швартовках. Применяются также покрытия из «искусственных досок» (различные пластики).

Причал-стенка

Если у подпорной стенки, у существующей набережной достаточно глубины для подхода и стоянки судна, то здесь возможно оборудовать причал. Подпорная стенка может быть построена различными способами и из различных материалов, важно, чтобы прочность ее конструкция была достаточной. Для того, чтобы стенка стала причалом, необходимо установить на краю швартовные устройства (утки, кнехты) и смонтировать на боковой (вертикальной) поверхности защитное .
Однако причалы проектируются и строятся специальным образом, обычно причал (причалы) необходимо вынести от берега в акваторию, чтобы обеспечить необходимую глубину вблизи него. При сооружении марины, как правило, сначала производят подготовку, углубление, зачистку и выравнивание дна по всей акватории, затем возводятся стационарные или плавучие причалы, или их комбинация.

Стационарные пирсы-причалы

Стационарные причалы, эстакады и пирсы – это нехитрые гидротехнические сооружения на свайных основа-ниях. Обычно забиваются (погружаются) два ряда свай, на которых устраивается покрытие (площадка, дорожка) необходимой ширины. Эстакады-пирсы служат для перехода с берега на причалы или сами являются причалами. Стационарный причал на сваях это тот же пирс, вдоль кромки которого смонтированы швартовные утки (кнехты), а вертикальная кромка (поверхность) покрыта защитным материалом, как на стенке-причале. К такому причалу можно швартоваться любым способом, и вдоль таких причалов организуются причальные места первого и второго типов.

 Плавучие причалы

Принцип конструкции плавучих причалов прост – причал нужной длины собирается из кусков-секций. Секция – это площадка причала, закрепленная на понтонах (одном или нескольких), либо уже готовая понтон-площадка. Секции соединяются друг с другом специальными креплениями, и таким образом можно создавать весьма затейливые конфигурации.

Читайте также  Спуск, подъем и транспортировка яхт

Понтон – это пустотелый ящик, способный не только сам плавать, но и принимать на себя определенную нагрузку, оставаясь на поверхности воды длительное время. Это свойство называется положительной плавучестью. Понтонный причал должен обладать остойчивостью, т.е. способностью сохранять свое горизонтальное положение на воде (не переворачиваться) при приложении к его краю концентрированной нагрузки.

Понтоны изготавливают из самых различных материалов – пластики, металлы, фанера, и даже железобетон.

И сегодня это зачастую не просто «ящики», а настоящие изделия, которые уже сами по себе могут быть причалами, мостами, переправами или их частями. На больших понтонах строят различные дома, автостоянки, виллы, рестораны и даже поселки. Размеры отдельных понтонов-секций достигают в длину 65 и даже 100 метров, в ширину – 15 – 20 м и более.

К большим понтонам-причалам могут швартоваться большие суда, даже современные подводные лодки.

Особенно активное развитие понтонных технологий происходит в последние 10-15 лет. Создание серийного производства железобетонных понтонов привело к перевороту в мариностроении. Благодаря тому, что строительство марины практически наполовину перенеслось в заводские цеха, благодаря унификации и стандартизации изделий, во-первых, обеспечивается существенно более высокое качество продукции, а значит и конечного результата – причальных сооружений, во-вторых – резко сокращены сроки их возведения, в-третьих, и сам процесс сооружения плавучих причалов, и их эксплуатация практически не наносят никакого вреда окружающей природной среде.

Виды понтонов

Наиболее распространены понтоны двух видов. Понтоны-кубики, пустотелые «ящики», производимые из ПВХ-пластиков методом выдувания или горячей штамповки. Стандартный размер «кубика» 450х450х450 мм, так что четыре кубика имеют общую  площадь около 1 кв.м. Кубики снабжены «ушами» для скрепления с другими кубиками. Из таких понтончиков можно собирать любые конфигурации – площадки, дорожки, «купальни» и т.п. Очень развито применение таких понтонов для создания плавучих пляжей, переходных дорожек с каменистого берега. Если крайние кубики площадки частично заполнить водой, можно получить подобие слипа для легких лодок, гидроциклов, которые могут выезжать из воды прямо на них.

Читайте также  Аренда яхты на Лазурном Берегу в компании Scanmarine TM (Cofrance SARL)

Производится множество различных аксессуаров, с помощью которых монтируются леерные ограждения, сходы в воду, солнечные грибки и т.п. Для сооружения яхтенных причалов производятся железобетонные понтоны,  собственная прочность и время службы очень высоки. Во многих странах мира освоено заводское изготовление семейств понтонов-секций различных базовых размеров, систем скрепления секций друг с другом, специальных устройств для крепления причалов ко дну, прокладки трубопроводов в самих понтонах или по их поверхности, «палубные» покрытия и прочие аксессуары.

К собранным из секций причалам могут прикрепляться также плавучие швартовные «пальцы», и таким образом создаются причальные места.

Фиксация плавучих причалов на месте

Чтобы плавучие причалы не уплыли, их необходимо прикрепить ко дну акватории в нужном месте.

Применяются два способа: первый – с помощью свай, труб или другого профиля, забитых в дно в нужных местах, к которым понтоны крепятся с помощью специальных замков с роликами, скользящими по свае вверх-вниз. Другой, более распространенный способ – с помощью цепных или тросовых растяжек, закрепленных к «мертвым» якорям, уложенным на дне в нужных местах. Количество якорей и схема их раскладки определяются проектом в зависимости от местных условий и швартуемых судов.

Таким образом, собранный на воде плавучий причал представляет собой единую полужесткую конструкцию, которая в силу наличия слабины цепей, тросов имеет определенную степень свободы горизонтального перемещения по поверхности воды. Под действием вертикальных нагрузок отдельные фрагменты причала могут погружаться больше или меньше и перекашиваться.

Надо учитывать, что на дне акватории вблизи плавучих причалов укладывается значительное количество невидимых глазу яхтсмена «мертвых» якорей и удерживающих цепей, или тросов. Вследствие этого в таких маринах невозможно и обычно запрещается использовать якоря судов и соответственно практически все причальные места организуются по типу 1) – лагом к причалу,  точнее,  – к пальцу.

Читайте также  Заправка яхт топливом

Если марина предлагает экипажам судов стоянку на своих якорях, она должна гарантировать, что их якоря не будут цепляться на дне за «мертвяки» и цепи.